22 февраля 2019
Обновлено 17.05.2023

Обзор Anthem. Взлетит ли?

Обзор Anthem. Взлетит ли? - изображение обложка

Анонс Anthem от BioWare многих застал врасплох. Ведь студия в первую очередь известна по ролевым играм! Сначала они творили шедевры по лицензии, потом в своих собственных мирах — вопреки заявлениям скептиков, что придумывать новые сеттинги уже поздно, невыгодно и вообще бесполезно.

А тут, внезапно, шутер. И не простой, а кооперативно-онлайновый, да ещё и непривычно «вертикальный», благодаря полётам на местных аналогах костюма Железного человека.

Промо к Anthem снимал, на минуточку, Нил Бломкамп. Чёрт, теперь я хочу полнометражную экранизацию!

Нет, конечно, и в Mass Effect , и в Dragon Age хватало экшена — да и в портфолио компании когда-то затесался чистокровный боевик MDK2. И тем не менее мнение, что BioWare пошла играть не на своё поле, укоренилось в интернете достаточно прочно. Справились ли разработчики с нестандартной для себя задачей? В общем и целом — да. А с нюансами мы сейчас попробуем разобраться.

Давайте сделаем «Андромеду» здорового человека!

После недели игры я окончательно утвердился во мнении, что Anthem — это игра-химера. Гибрид кооперативного онлайнового боевика типа The Division , Warframe или Destiny и знаменитых ролевых игр от BioWare.

С одной стороны, тут уделили массу внимания стрельбе, беготне и полётам в группе из четырёх человек. С другой — есть свежепридуманный оригинальный мир, и его стараются как можно лучше раскрыть через диалоги, видеоролики и тонны текстовой информации, которая бережно собирается в толстенную внутриигровую энциклопедию. По отдельности и то и другое проработано великолепно. А вот между собой эти части вяжутся странно — как будто разработчики делали две отдельные игры, которые в последний момент решили склеить между собой и наспех замазать стыки.

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 1

Знания ученикам в мире Anthem отчего-то передают через наскальные рисунки. Или, может, они тут просто медитируют?

Предыстория Anthem рассказывает про мир, который его творцы бросили, так и не доделав. Он полон опасностей, и люди ютятся в малочисленных городах с очень высокими стенами. Без этого долго не протянуть — повсюду водятся хищники и всякие недобросовестные личности типа бандитов и рейдеров. Чтобы защищать мирное население от подобных напастей, а заодно исследовать мир, находить древние артефакты и снабжать города ресурсами, существует каста фрилансеров. Это специально обученные воины, способные управлять джавелинами — высокотехнологичными экзоскелетами, которые, помимо наличия вооружения и брони, могут ещё и летать.

Пилотировать джавелин дано не каждому, так что фрилансеры пользуются немалым почётом… но именно их постоянно пытаются занять какими-нибудь важными поручениями. Да и кого ещё нагружать? Каста архологов изучает древние руины, стражи обороняют поселения, а оракулы поддерживают связь и мечтают и сами стать фрилансерами. А тут мы — уже готовые и безотказные супергерои.

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 2

Не стоит тратить много времени на выбор внешности протагониста. Лицо изредка показывают в катсценах, но в остальное время мы то в шлеме, то видим мир от первого лица

В основе мироздания при этом лежит Гимн, тот самый Anthem, — технология, с помощью которой когда-то было создано всё сущее. Но Творцы с той поры куда-то исчезли, не завершив работу, а как управлять Гимном сейчас, никто не знает. Хотя, ясное дело, некоторые пытаются научиться, ведь если получится, они смогут управлять самóй тканью мироздания.

Собственно, глобальная цель игры — расхлебать кашу, которую заварил один из таких самонадеянных умников. Дело это совершенно неспешное: до того как конфликт обострится, нам предстоит решить кучу локальных проблем и вырасти из новобранца в матёрейшего из «джавелинщиков».

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 3

Такая вот древняя реликвия в виде гигантского динамика — через неё в мир и льются звуки Гимна Созидания

А может, лучше онлайн?

Абсолютное большинство персонажей Anthem сосредоточено в стартовой локации под названием Форт Тарсис. Его мы исследуем с видом «из глаз»: очень неторопливо ходим от одной квестовой пометки к другой, слушаем диалоги, узнаём, кто чем живёт и чего от нас хочет.

Временами в разговорах случаются развилки, в которых даже можно на что-то повлиять — например, посоветовать персонажу, как поступить, чтобы спустя некоторое время узнать о последствиях. В Форте постепенно открываются новые локации, да и жителей прибавляется — и каждый рассказывает что-нибудь любопытное. Если не пропускать их реплики мимо ушей и не игнорировать разбросанные повсюду записки, можно погрузиться в этот мир по самую макушку.

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 4

Черепашья скорость передвижения по Форту компенсируется его небольшими размерами. Три улочки, два яруса. Но населён он достаточно густо, всегда есть с кем поговорить

А можно просто плюнуть, промотать все обязательные реплики, напялить джавелин и рвануть к шлюзу. Там начнётся уже совсем другая игра. К чёрту разговоры — за пределами форта царит экшен! Стрельба, полёты, взрывы, спецэффекты и, конечно же, боевые трофеи!

Всякое задание начинается с того, что нужно добраться до указанного места. Мы стартуем с высокой точки стены, шагаем в пропасть, расправляем крылья, и… Надо сказать, ощущения полёта разработчикам удалось передать на все сто процентов. Управлять джавелином в воздухе — это отдельный кайф. Парить на высоте, скользить вдоль поверхности, закладывать пируэты и выполнять трюки — всё это вызывает какой-то детский восторг где-то в области желудка.

Ощущения и правда сравнимы с восторгом от прыжков на паутине в Marvel’s Spider-Man. Правда, сноровки здесь понадобится несколько больше, чем в «Паучке», особенно чтобы перемещаться в замкнутых пространствах. Управление скорее вызывает ассоциации с хорошими лётными аркадами.

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 5

При покраске джавелина можно самовыразиться по полной. Доступны не только разные цвета для разных частей, но и выбор материалов: резина, ткань, металл. А вот с вариативностью самих моделек пока туго. Да и оружие нельзя кастомизировать. Странно, может, ещё добавят?

Топливо экзоскелеты не жрут, но со временем нагреваются, так что надо либо нырять к поверхности (при пикировании вас обдувает ветерок, и двигатель остывает), либо отдыхать на твёрдой земле, либо искать воду и лететь вдоль неё. Мир игры недаром вызывает в памяти кэмероновского «Аватара» — водопады тут повсюду, и это не просто очень красивые декорации, а полезный геймплейный инструмент, позволяющий бесконечно долго находиться в воздухе. А если вдруг начнётся дождик, то это и вовсе счастье. Полностью не охладит, но заметно продлит удовольствие от полёта.

Миссии за пределами Форта, они же «экспедиции», оставляют от сюжета только бубнёж оракулов по радиосвязи, спрятанные записи для «кортекса» — журнала с информацией о мире — и редкие встречи с NPC, которых надо то спасать, то сопровождать. Игра автоматически подбирает вам троих компаньонов (если, конечно, вы не отправляетесь командой сразу) и ведёт по контрольным точкам. Кто отстал, будет немедленно телепортирован в гущу событий, как только до неё доберётся любой из членов отряда.

Чаще всего в экспедициях предстоит, разумеется, сражаться. Иногда — решать несложные головоломки, удерживать точку, собирать и приносить квестовые предметы. Счёт противников обычно идёт на десятки, и они не стесняются время от времени телепортироваться на поле боя целыми отрядами. Интеллектом враги не блещут, хитрых манёвров не ждите, но меткость у них обычно на неплохом уровне, а порой встречаются те, что требуют особого подхода. Например, щитовики, которых надо обходить с тыла или фланга, пока напарник отвлекает внимание на себя, или боссы с особыми атаками, требующими изучения тактики.

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 6

Джавелин класса «Колосс» выглядит неповоротливым, но это только на первый взгляд. На джетпаке он порхает как бабочка.Очень упитанная бабочка

Летучий джавелин тоже вносит толику разнообразия, хотя я не могу сказать, что он резко превращает геймплей в «вертикальный». Атаковать на лету всё равно нельзя, можно только зависать в воздухе и палить с верхотуры, пока не перегреется движок. Иногда это даёт тактическое преимущество, но ножками всё равно как-то привычнее — хотя, может, это только мои ощущения. Зато на реактивной тяге легко ненадолго сбежать, чтобы восстановить щиты.

Джавелинов четыре вида. «Колосс» — тяжёлый танк, «Перехватчик» — манёвренный и юркий «ниндзя» с уклоном в ближний бой, «Рейнджер» — хорошо вооружённый середнячок, и «Шторм», который может долго находиться в воздухе и использовать стихийные атаки. У каждого есть долго заряжаемая ультимативная способность, которая позволяет одолеть много противников за раз, а также три-четыре умения послабее — они зависят от установленных в костюм модулей. Поначалу можно просто ставить самый высокоуровневый вариант, но в дальнейшем не помешает подумать и над кастомизацией — прокачать конкретный вид урона или переориентировать джавелин с ближнего боя на дальний, и наоборот.

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 7

Поначалу вам будет доступна только «грязная» окраска джавелинов. Но по мере развития появятся сначала «старая», потом «обычная», а потом и новенькая, что называется, «с иголочки»

Геймплей за разные классы заметно отличается. Скажем, «Колосс», вместо того чтобы уклоняться рывками, выставляет барьеры и может провоцировать противника отвлечься от других фрилансеров. Но у него нет самовосстанавливающегося щита, а лечиться он может только собирая выпадающие из врагов «аптечки». Понятно, что тактика игры в нём будет совсем не похожа на тактику в «Перехватчике», который только на манёвренность и полагается — на высоких уровнях сложности он может погибнуть от единственной пропущенной атаки. Он умеет быстро-быстро драться в рукопашной, но играть за него непросто: надо стремительно налетать, шинковать всех, кто не успел опомниться, и так же быстро покидать поле боя, чтобы восстановить здоровье и щиты. И да, лучше не останавливаться на каком-то одном джавелине, а хоть по чуть-чуть освоить каждый — новые ячейки под них будут открываться по мере прокачки. Там, где «Перехватчик» устанет дохнуть от каждого чиха, «Рейнджер» сможет хотя бы отступить и вылечиться.

После экспедиции вас ждёт награждение медальками (чем заметнее вы отличились, тем больше дадут опыта) и осмотр трофеев, среди которых попадается оружие, модули для улучшения джавелина и ресурсы для крафта. Кстати, я бы рекомендовал сразу включить высокую сложность — и необходимость во взаимодействии будет, и опыта с трофеями больше дадут, и челлендж появится. Судя по всему, игра сбалансирована так, чтобы именно на «харде» вы дорастали до уровня эндгейма как раз к окончанию сюжета с побочками.

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 8

Примерно так выглядит джавелин после прохождения сюжетной линии, если играть на «харде». А вот на более низких уровнях сложности придётся дополнительно гриндить

Впрочем, даже так не получится полностью избежать гринда. В ходе сюжета встречается ровно две миссии, которые требуют методичного исследования мира в режиме «свободной игры». Причём на одну из них игроки жаловались ещё на стадии демоверсии, но в игре она всё равно осталась. Хороший совет — не хватайтесь за задание по поиску гробниц сразу как оно появится. Оставьте его напоследок, предварительно выполнив всё остальное. Таким образом, когда вы к нему приступите, многие из дурацких условий типа «открыть X сундуков, собрать Y ресурсов, одолеть Z противников» будут уже выполнены. Для второго такого задания понадобятся три единицы редкого ресурса «кория», что выпадает из титанов. Здесь совет ещё проще: если уж попался, не тратьте его на крафт до этого момента.

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 9

Титан — один из самых неприятных противников, но он же едва ли не самый полезный, поскольку роняет ценные материалы для крафта. Главное — стреляйте по светящимся частям и вовремя уворачивайтесь от языков пламени

Да мы вроде не по этой части…

В принципе, в Anthem можно ограничиться прохождением основного сюжета и побочных веток: квестодателей на базе немало, и за каждым «слетай-убей-принеси» стоит ещё один кусочек паззла, из которых собирается картина новой вселенной от BioWare.

Но и после финала игра продолжит подкидывать контракты (сначала обычные, потом легендарные), добавит испытания (да, ещё немного гринда из серии «выполните N заданий»), откроет доступ ко всем инстансам, которые тут называются крепостями, а по мере роста вашей мощи будет предлагать новые уровни сложности — примерно как в Diablo 3. Контента в игре пока маловато, но разработчики уже анонсировали сезоны, в которых появятся и гильдии, и рейтинги, и новые миссии-события-инстансы, так что история ещё продолжится.

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 10

Прохождение «крепостей» обычно завершается сражением с особо опасным боссом

Это хорошо, потому как события Anthem ограничены Фортом Тарсис и его окрестностями, хотя в диалогах постоянно упоминаются соседние государства. С теми торгуем, с этими воюем, там-то плетём политические интриги… Но ничего нам этого пока не показывают, да и сюжет завершают во-о-о-от такенным клиффхангером после финальных титров.

Тут главное, чтобы игру не забросила публика, хотя, судя по стриминговым сервисам типа Twitch, ею как минимум заинтересовались. От себя могу сказать, что сорок часов в Anthem пролетели незаметно, и мне даже не очень хотелось обращать внимание на технические недостатки. Но их тут и правда хватает.

Речь не только про баги с потерей соединения с сервером, не срабатывающие скрипты или подгрузку объектов прямо на глазах у игрока, но и про, скажем, интерфейс. В менюшках легко запутаться, некоторым заданиям недостаёт нормального описания и даже отметок, куда идти, да и в целом не хватает некоторых очевидных функций. Почему, например, нельзя поставить маркер на карте? Или экипировать джавелин новой пушкой прямо из хранилища? Для этого обязательно приходится идти в кузницу, хотя разобрать ненужный предмет можно и там, и там. Ну и, в самом деле, как догадаться, что «совершите мультикилл» — это «убейте 8 противников за 10 секунд»? Только прочитать в интернете.

По счастью, это всё проблемы решаемые, хотя, когда загрузка миссии длится уже не первую минуту (серьёзно, если есть SSD — лучше ставьте игру на него), невольно хочется узнать — и когда именно? Многое обещают поправить уже первым патчем, так что часть претензий вполне может просто испариться. А вдруг нет? Волнительно!

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 11

Поначалу непросто привыкнуть к тому, что футуристический мир Anthem на самом деле недалеко ушёл от позднего средневековья. Это больше сказка про королей и рыцарей, чем научная фантастика

Нет, точно говорю, надо делать онлайн!

Мне понравился и геймплей с перестрелками, и рассказываемые истории в необычном сеттинге. Очень впечатляют заигрывания с реальностью в эпизодах, когда вы сталкиваетесь с вышедшим из-под контроля Гимном. Например, тут есть артефакт, который превращает одного человека в трёх. Или аномалия, которая на десять лет засосала группу людей, а когда отпустила, они не постарели ни на секунду, что дало несколько интересных сценок про встрече с родственниками. И мне правда очень хочется узнать что с ними стало дальше.

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 12

Сюжет у Anthem не столько про спасение мира от очередного злодея, сколько про интриги между людьми. Шпионы, предатели, потерянные наследники престолов, ревнивые самодуры — с чем (и кем) только не придётся столкнуться!..

Но мимо сюжета очень легко пройти. Разгорячённые боями игроки с огромной вероятностью будут просто пропускать все разговоры, так как те сильно рвут игровой ритм — ведь основной геймплей тут про кооперативные перестрелки, прокачку и сбор снаряжения. Нашёл хорошую группу — держишься с ней, чтобы эффективнее перемалывать вражину. А кто будет ждать, пока сопартиец не обойдёт всех желающих пообщаться?

Впрочем, после каждой миссии вас всё равно будут принудительно телепортировать на базу, так что безостановочно скакать с контракта на контракт не получится. А это заметно раздражает, если вы пришли сюда за экшеном. Игра постоянно переключает рубильник между «бежим-стреляем» и «слушаем-погружаемся», и переход этот совсем не плавный. Как будто бы изначально разработчики делали характерную для себя одиночную игру, но в какой-то момент резко сменили курс, решили, что без онлайна нынче никуда, — и наскоро приколотили функционал с разбиением игроков на четвёрки, гриндом, прокачкой и трофеями.

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 13

Интересная находка: по мере роста вашей репутации будет преображаться и внешний вид города. Сейчас, например, жители вычистили фонтан и завели там рыбу

На это намекает, например, режим «свободной игры», когда вас просто выпускают за пределы Тарсиса «погулять», бегите куда хотите и делайте там что угодно. В нём на карте можно найти подземелья для исследования, периодические «мировые события» для всех желающих, тут и там появляются сундуки с трофеями и источники ресурсов, плодятся случайные боссы. Но вот на сюжетную миссию таким образом попасть нельзя — нужно обязательно вернуться в Форт и переключить режим со «свободного» на «сюжетный». Даже несмотря на то, что они оба происходят на одной и той же карте и каждая миссия начинается с того, что надо долететь от Форта до места событий. Как будто бы в игре изначально был именно свободный и открытый мир, а кооперативные миссии добавили отдельно…

Что там на самом деле происходило в недрах студии, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Может, это вообще всё мои досужие фантазии. Но по итогам Anthem оставил именно такое впечатление: не одной цельной игры, а двух, между которыми какой-то скрипт постоянно переключается привычным сочетанием «Alt+Tab». Из того же материала вполне можно было бы выкроить хорошую одиночную экшен-ролёвку (и даже с кооперативом), а спиноффом к ней выпустить сетевые пострелушки в команде.

Обзор Anthem. Взлетит ли? - фото 14
Вердикт

Под личиной кооперативного сессионного боевика с полётами прячется новая вселенная от BioWare с кучей захватывающих историй. Гибрид получился странный, но увлекательный. Ну а всё остальное зависит от того, как разработчики будут развивать игру дальше и насколько оперативно вычистят баги

Достоинства
👍
  • полёты и перестрелки
  • уникальный геймплей на каждом джавелине
  • интригующий сеттинг
  • истории персонажей
  • восхитительные пейзажи.
Недостатки
👎
  • баги, дисконнекты, долгие загрузки (посмотрим, что будет на релизе)
  • контраст между боями и мирной деятельностью
  • непродуманный интерфейс
  • гринд всё-таки оставили.
Как мы играли

Во что: игра предоставлена издателем

На чем: ПК

Сколько: 40 часов

Локализация
Озвучка оригинальная. В переводе текстов довольно странно видеть словосочетания типа «джавелин перехватчик». Что ж не «интерсептор»? Cypher переведен как «оракул», а freelancer так и остался «фрилансером». Откуда такая избирательность? В остальном претензий к переводу нет, зато есть к его редактуре. «Приблизившись к разрывному течению, вас направит в безопасную зону», серьёзно?
Ачивка редакции

«Понеслось психологическое воздействие!»

Хотя бы раз пролететь по карте под «Полёт валькирий» Вагнера

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь