Мнение о Yakuza Kiwami. Возвращение классики в старом формате
Сергей Жигальцев, постоянный автор Игромании
В играх всеяден! С удовольствием «рубает» в азиатскую Gravity Rush 2 и выцеливает вражеские сердца в Sniper Elite 4, сражается за межгалактическую справедливость в Halo и с удовольствием же тратит годы жизни в мобильных играх.
Лет семь тому назад американский журналист вышел на нескольких бывших и действующих членов организованной преступности Японии и попросил их рассказать о том, насколько похожи игры серии Yakuza на настоящую жизнь. Результат ошеломил не только автора, но и пользователей Сети, поскольку выяснилось, что совпадений с реальностью слишком много, чтобы списать их на случайность. Культура, традиции, схемы махинаций, типажи героев — всё как в жизни. Критике подверглись только слишком яркий костюм главного героя и его привычка решать вопросы кулаками.
Сюжетный трейлер Yakuza Kiwami.
Историческая достоверность, конечно, важна, но сериал Yakuza — это ещё и главный повод для гордости у самой компании SEGA. После коммерческих провалов Binary Domain и Vanquish, уничтожения линейки Valkyria Chronicles и замене её на спин-офф **Valkyria Revolution**истории из жизни японских мафиози воспринимаются уже несколько иначе, чем одиннадцать лет назад.
Немного истории
Тогда аудитория вне Японии очень неоднозначно воспринимала сериал Yakuza. Пресса попроще писала о том, что SEGA выпустила японский аналог GTA. Журналисты «в теме» рассуждали о преемственности нового битэмапа и безвременно почившего цикла Shenmue от Ю Судзуки. Оба сериала и правда делали ставку на сражения и киношную подачу истории. Однако в Yakuza разработчики не стали дотошно воссоздавать симуляцию жизни, а лишь грубыми мазками очертили «диспозицию» — приметные элементы японской уличной жизни.
Легендарная сцена, с которой всё началось.
В перерывах между мордобоем главные герои цикла (мы сейчас говорим о франшизе в целом) посещали хост-клубы, пели в караоке, обедали в уличных забегаловках и выполняли бредовые задания. Так продолжалось ровно до того момента, пока издательство не решило отпраздновать юбилей серии выпуском ремейка. Yakuza Kiwami добралась до азиатских прилавков в январе прошлого года, собрала хорошую прессу на родине (34 из 40 по версии Famitsu), а с августа штурмует Европу, США и Россию. Получилось ли? Тут всё неоднозначно.
Всё, что было
Не поймите нас превратно: по гамбургскому счёту SEGA выпустила почти идеальное переосмысление первой части. Использовала движок от Yakuza 0, перенесла на него все катсцены, развила некоторые сюжетные линии и добавила новые мини-игры вроде женского реслинга — в общем, без микроскопа и не подкопаешься.
Как и раньше, сюжет Yakuza стартует в девяностые и мы смотрим на историю глазами Кадзумы Кирю. Молодой человек берёт на себя убийство собственного босса, отправляется в тюрьму, спустя десять лет выходит на свободу и наблюдает за жестокими разборками жителей преступного мира. А где-то на фоне мелькает тема любви…
Тюремное заключение по увлекательности может сравниться с аналогичным эпизодом из Mafia 2. С той лишь разницей, что игра от 2K Chez вышла спустя пять лет после Yakuza.
Понятно, что со львиной долей событий поклонники вселенной уже и так знакомы, но есть приятные исключения. Например, в Yakuza Kiwami гораздо полнее передан характер Акиры Нисикиямы. В оригинале 2005 года трансформации близкого друга Кадзумы в бессердечную сволочь не уделили должного внимания. В ремейке история Акиры заиграла новыми красками за счёт дополнительных катсцен. Мелочь, но именно из таких мелочей и складывается отношение к продукту: всегда приятно, когда авторы не просто наживаются на классике жанра, но вносят в неё полезные дополнения.
Для SEGA было как никогда важно, чтобы Kiwami стала настоящим подарком для всех фанатов вселенной. Возможно, именно потому разработчики так трудились над визуальной и технической сторонами проекта. Авторы полностью переработали графическую составляющую — Yakuza Kiwami выглядит немногим хуже Zero, и этого у игры не отнять. Однако заметно, что бюджет ремейка был меньше, чем у полноценных частей серии. Особенно бросается в глаза лицевая анимация: сцены на движке будто бы пришли из эпохи PS2. И в этом смысле решение не менять ракурсы камеры сыграло с Kiwami злую шутку.
Отличная иллюстрация проблемы лицевой анимации. Чувствуете дух PS2?
Оператор часто берёт крупные планы, чтобы подчеркнуть эмоции персонажей. Но на выходе получается, что вместо живых «актёров» реплики отыгрывают хорошо озвученные манекены. И это сильно бьёт по восприятию, поскольку история в игре в общем-то довольно серьёзная и в должной степени драматичная.
Открытый мир и мордобой
С самой первой Yakuza случайные сражения с городскими панками играют в геймплее одну из ключевых ролей. С их помощью можно прокачать героя, заработать денег на обед в забегаловке и просто хорошо провести время. А в Kiwami исчезли ощутимые подгрузки, которые на PS2 разделяли прогулки и рандомные битвы. Деталь вроде бы незначительная, но, чёрт возьми, как же это удобно! Просто запустите поочередно оригинал и ремейк — воочию убедитесь, насколько приятнее проходить последний.
Лапша залечит любые раны.
Второй важный фактор — система стилей, перекочевавшая в Kiwami из Zero. На выбор их четыре штуки. И это действительно важное нововведение, поскольку драки в Yakuza занимают почти всё остающееся от катсцен время. Описывать систему подробнее смысла нет — она почти полностью копирует систему в приквеле. Отметим лишь, что четыре ветки прокачки порадуют тех, кто в видеоиграх ценит не только хорошую историю и постановку, но и возможность с головой уйти в развитие персонажа.
Другая сторона?
Но в случае с ремейком Yakuza, на мой взгляд, приоритетны не технические особенности. Гораздо важнее ответить на вопрос о том, как вообще сегодня проходится первая часть легендарной криминальной драмы. После вышедшей совсем недавно на западном рынке Zero. Спустя почти два года после Yakuza 5.
Неужели всё так же интересно, как и в 2005-м?
Однозначного ответа на этот вопрос нет, и вот почему. SEGA никогда не делала ставку на Запад, а азиатские геймеры не слишком жалуют кардинальные изменения в проверенных временем концепциях. Конечно, сейчас локальный рынок Страны восходящего солнца постепенно вестернизируется, но это почти не относится к исконно японским историям вроде Yakuza.
Если покадрово сравнить Zero и Kiwami, то выяснится, что с точки зрения механики приквел недалеко ушёл от своего прародителя, который (вы просто задумайтесь) появился на прилавках ещё в декабре 2005 года. Это вовсе не значит, что всё это время SEGA, запустив конвейер, «доила» серию. Та развивалась, но эволюционным путем. Больше мини-игр? Пожалуйста. Несколько персонажей? Без проблем. Новый движок? Легко! Принципиально другой геймплей? А вот этим мы заниматься не будем — фанаты могут не понять.
Трейлер Yakuza Kiwami с E3 2017.
Именно поэтому Kiwami сложно оценивать с точки зрения 2017 года. Да, она играется как продукт эпохи PlayStation 2, но ведь загвоздка в том, что ровно то же самое можно сказать про Yakuza 3, 4, 5 и Zero. Ремейк на их фоне отличается чуть меньшим техническим лоском (лицевая анимация) да бешеным Горо Мадзимой, который то и дело пытается навешать Кадзуме задорных люлей. Тоже, кстати, эксклюзивное нововведение: в Yakuza на PlayStation 2 этот придурок не вылезал из канализационных люков и не прикидывался полицейским. К счастью, за победу над ним дают очки умений для прокачки драконьего стиля Кадзумы. Хоть какая-то отдушина.
Поверьте, этот герой успеет вас достать.
Больше скриншотов из Yakuza Kiwami
В конечном счёте отношение к Yakuza Kiwami формируется лишь тем, насколько сильно вы любите сериал от SEGA. Если с нетерпением ждёте англоязычных релизов каждой номерной части, то и без этого текста уже взяли диск себе в коллекцию. А вот рядовым геймерам стоит подходить к Kiwami настороженно.
Впрочем, если вы любите и цените геймплей PS2-игр, рискнуть всё же стоит. Но будьте готовы к субтитрам на языке Шекспира и японской речи. Английского дубляжа в этот раз не завезли. А жаль — в оригинальной PS2-версии он был весьма неплох.