S.T.A.L.K.E.R. 2. Мнение Льва Левина
Первая часть S.T.A.L.K.E.R. состарилась удивительно хорошо. Даже спустя одиннадцать лет после релиза она выглядит, играется и звучит вполне правдоподобно, а также, что немаловажно, нескучно. «Чистое небо» и «Зов Припяти» поправили многие ошибки оригинала, хотя такого же восторга вызвать не смогли. А вот дальше возникают вопросы.
Ещё за год до релиза оригинала из GSC Game World ушла часть его опытной команды. Эти люди создали собственную студию 4A Games и за несколько лет сделали собственный движок, а для него — отличную Metro 2033 на основе романа Дмитрия Глуховского. Тем самым они доказали, что «не ждалкером единым» живёт украинский игропром, — да и по качеству проект не сильно уступал долгострою их предыдущего работодателя, пусть амбиций у новой студии было меньше.
Однако с тех пор у 4A Games дела идут куда лучше. Они выпустили сиквел, который опять же закрепил успех оригинала. Успешно переиздали обе части. Настолько прочно закрепились в мировой индустрии, что анонс Metro: Exodus оказался одним из главных событий прошлогодней E3 и стал бы ещё более значимым, если б Мишель Ансель не выкатил Beyond Good & Evil 2.
А что случилось за это время с GSC Game World? Через полгода после выхода «Метро-2033» они объявили о разработке этого самого S.T.A.L.K.E.R. 2. Затем… закрылись — от всей студии остался только её создатель, Сергей Григорович. Про игру пошла куча странных слухов: то права продали Bethesda , то их получила студия Бориса Стругацкого… Затем GSC открылись и первым делом выпустили недоработанную «Казаки 3» , которую можно считать успешной только потому что жанр RTS в 2016 году напоминал ходячий труп.
Поэтому главное, что мне сейчас внушает полноценный сиквел одной из главных игр на постсоветском пространстве, — это опасение. Опасение, что опять потратят минимум тринадцать лет на разработку — для этого игру нужно отложить всего на два года (на пять, если считать три года простоя студии). Опасение, что к моменту релиза второй «Сталкер» окажется не нужен никому, кроме ностальгирующих фанатов первых трёх игр. Опасение, что за эти годы та же 4A Games настолько наловчится работать с открытым миром, что задвинет «Сталкера» как технически, так и в плане геймдизайна. Опасение, что второй «Сталкер» не нужен даже самому Григоровичу и что это всего лишь возможность срубить денег на фанатах, наобещав им чудес, а выпустив, по сути, ещё один мод к оригинальной игре, просто чуть более красивый. Наконец, опасение, что в текущей ситуации второй S.T.A.L.K.E.R., может, и не дойдёт до точки, о которой пишет коллега Алексей Шуньков в материале по соседству, но действительно сделает несколько шагов в ту сторону.
Скажем, что, если игра будет полностью на украинском языке и выйдет с принципиальным запретом авторов на официальные локализованные озвучки? Просто вот решит Григорович таким образом поднять цитируемость и упоминаемость мовы в мире, без какой-либо политической причины. Ведь прецедентов такого поведения — вагон, каждый второй японский проект из-за этого не добирается до многих российских пользователей.
Очень хочу ошибаться, но пока никаких проблесков в этой картине я не вижу.
Читайте также мнения: